воскресенье, 27 июля 2014
Мой следующий должок. Снова TheatreHD, но теперь National Theatre Live.
Этот спектакль я смотрела перед Днем защиты (от) детей, на котором я с университетскими подругами выступала в сценке из "Маленького принца" с мальчиком-аутистом. Мы не планировали идти на спектакль про аутиста перед этим, так просто вышло. Но это здорово, что так вышло. Я не могу сказать, что мне сразу стало понятно, как себя вести с Ванечкой. Я всё равно переживала и боялась, потому что никогда не знаешь, как обычный ребенок поведет себя на сцене перед толпой народа, а уж как себя поведет ребенок с особенностями развития...

Но что спектакль добавил мне терпения и понимания, это точно. Имхо вот именно так, потрясающими произведениями искусства, а не пафосными словами надо показывать и рассказывать людям, что такое аутизм и чем он отличается от душевных болезней и других особенностей развития.
Содержание и имхоДля меня это в принципе тема близкая и знакомая - у меня подруга работает с такими детишками. Если кто-то не знает, что это, вот про аутизм и вот про расстройства аутистического спектра. Диагноз главного героя Кристофера Буна, которому 15, в пьесе никто не произносит, но это скорее всего синдром Аспербергера или синдром саванта. Не то, чтобы диагноз был важен, но я думаю перед просмотром стоит понимать, что главный герой не сумасшедший.
Кристофер живет с отцом, его мать умерла, он ходит в особенную школу, ни с кем не дружит, кроме своей учительницы (если это можно считать дружбой), никогда не ходил один за пределы своей улицы и у него талант к математике. Однажды вечером он находит труп соседской собаки и решает выяснить, кто её убил. И, естественно, он выяснит гораздо больше, чем можно предположить.
Спойлерить я не буду. Для меня, конечно, дело не в сюжете, и детективная линия тут повод для того, чтобы показать героев и ситуации, в которых они находятся, но всё-таки там неплохая детективная линия.

За детективом, который удерживает внимание, вторым планом разворачивается драма. В спектакле потрясающе показано, как это - жить с аутистом. Родителям Кристофера во многом повезло - у него не самая тяжелая форма аутизма, но всё равно сказать, что с ним нелегко - ничего не сказать. Причем, мы-то посмотрели спектакль и ушли, а кто-то постоянно живет в такой болезненной ситуации. После этого я к Ванечкиной маме стала по-другому относиться...
Но это не пара часов слезовыжиманий, трагедия регулярно сменяется комедией. Там правда много комичных ситуаций. Хотя меня они периодически не столько смешили, сколько... ну, знаете, такое щемящее чувство, когда и смешно, и жалко, и грустно, и всё это даже так... трогательно. В общем, это очень комплексная пьеса, и чувства она тоже вызывает сложные, смешанные и перепутанные.
А от некоторых моментов, вроде рассуждений Кристофера о космосе, хотелось жить.
Постановщица Мериэнн Эллиотт, которая поставила "Боевого коня" (на которого я боюсь идти, вдруг он отстойный никак не соберусь)), шикарно использовала прием "история в истории" - Кристофер написал (или пишет) книгу о том, что с ним случилось. И её читает вслух его учительница. Т.е. точка зрения героя в пьесе озвучена. Когда речь идет о людях, которые думают не так, как (теоретически) думают обычные люди, это очень важно в плане понимания героя. Ну, и с точки зрения теории адаптации (спектакль по книге Марка Хэддона), это замечательное решение. А потом по книге решают поставить пьесу - в спектакле, который поставлен по книге, решают поставить спектакль по книге! "Начало" и постмодернизм детектед? 
Главного героя играет Люк Тредэвей (Luke Treadaway). И это потрясающая актерская игра! (У него, по-моему, есть премия Лоуренса Оливье за это дело). Интонации, пластика, вообще сам факт, что он - центр повествования и внимание от него не отвлекается ни на минуту - это настолько здорово, если б все так играли... мы бы жили в идеальном мире
(это значит, что я не верю, что такое время когда-либо наступит. И раз не умеющие играть актеры становятся популярными, значит, это кому-нибудь нужно. Но такой кинематограф, телевидение и театр были бы идеальны для меня))
Родителей Кристофера тоже играют замечательные актеры. Но мне понравилась не столько их игра, сколько сами персонажи - тем, что они самые обычные, не очень богатые, не слишком образованные, не самые добрые и милосердные, вообще ничем не выдающиеся. И показать, чем для среднестатистических родителей становится ребенок с такими особенностями - очень удачная
задумка. В качестве плюшки есть миссис Хадсон (Уна Стаббс, то бишь), и она там очень милая)))

Сама постановка великолепна. Там лучшее использование современных технологий в театре, которое я видела в жизни! Сцена практически пустая, иногда на ней появляются дома, обозначенные границами а-ля Догвилль, во время "уроков" главный герой то рисует на ней мелом, как на доске или на бумаге, то строит железную дорогу, то на нее что-то проецируется светом, то появляется лестница (не вверх, а прямо плоская, нарисованная в 2D). Лестница плюс идеально подобранная музыка и хореография - и получается просто нереальный подвиг в плане театральной постановки - они показывают, как Кристофер оказывается в метро впервые в жизни. Это поставлено так, как это чувствует аутист, и это потрясает! Пугает, показывает внутренний мир героя и при этом восхищает, потому что это такая техника! Такая отработанность! И такая скорость, кстати говоря. Повествование вообще довольно быстрое и сам спектакль недлинный.

В общем, мне очень-очень понравилось. Спектакль идеален и как произведение искусства, и мессидж (гыгы) у него замечательный, и вообще это всё, что я люблю в театре. Рекомендую очень. Обо всем, о чем нужно, я вас, вроде, предупредила
Ещё две картинки
Тут ещё картинки. А
тут подробная рецензия на английском.
@темы:
прекрасное,
мое творчество,
кино, вино и домино,
рецензии,
фильм-кактус,
новенькое сериало-кино,
англофильские радости,
театр (как правило, на экране),
детективы,
приключения,
драмы
Она играет миссис Александер и кучу мелких ролей без слов - там все так играют, ну, кроме Кристофера.
Luchenza, так вот кто делает обзоры! Буду знать героев в лицо! Респект и уважуха!
Полностью поддерживаю высказанное мнение, это волшебная постановка, пробирает буквально до глубины души) в конце рыдала, как эмоциональный дебил)
Luchenza,
на ней мы резко отвлеклись на то, что это можно доказать в разы проще
А меня как раз эта сцена окончательно сломала)
Luchenza, у меня годы углубленной математики в школе включились
нене, это я смотрю избранное обзоров, чтобы знать всё раньше других
Luchenza, хитро!
Я ждала и верила, что они так закончат постановку и была дико рада, что ожидания оправдались))
Luchenza, аналогично!