Это первое место по сборам всех времен и народов для анимационного фильма и первое место по сборам в 2013 году среди всех фильмов. И пятое вообще (в смысле среди всех фильмов всех времен и народов). Я ж говорю, Дисней не пропадет)))
Содержание и имхоНасколько миллиард сборов гарантирует качество - вот это вопрос. У некоторых "Трансформеров" тоже сборы по миллиарду, а про кинематографическую ценность там лучше не говорить Здесь всё, конечно, лучше. Для начала, в мультике реально неплохой сюжет. Связный и логичный. (И я пока нашла только один косяк, но я особо не искала).
Основана история на сказке Ганса Христиана Андерсена "Снежная королева". Но основана - это неправильное слово. Скажем так, она послужила вдохновением. Или даже так: сначала "Дисней" хотел адаптировать её как есть, но это было давно и неправда. Проект несколько раз начинали ещё при живом Уолте Диснее и забрасывали, сценарий сто раз переписывали. В итоге от оригинала остались снег, лед и королева (это практически цитата от создателей).
Но это не значит, что сценарий плохой. По мне, так он в разы лучше сказки Андерсена. Хотя их нечестно сравнивать, просто неправомерно. Слова "снежная королева"/the snow queen в оригинальной дорожке мультфильма не употребляются ни разу, авторских прав никто не нарушил, не то, чтобы они действовали до сих пор Так что правильнее будет сказать: авторы оттолкнулись от оригинала и придумали кое-что свое.
Кстати, сценарий написала женщина - Дженнифер Ли, и это вторая женщина, полностью написавшая сценарий для диснеевского мультика (первая, Линда Вулвертон написала "Красавицу и чудовище", хотя за ней дописывали, а за этой нет. Можно и её считать первой). И это первая женщина-режиссер анимационного фильма на студии Дисней. (Хотя у неё был второй режиссер. Всё с оговорками, ага).
Получилась история про двух сестер-принцесс из королевства Эрендел где-то на севере Европы в то странное диснеевское время, в котором у них многие сказки разворачиваются (одеваются все как в середине 19 века, а вот последствий технического прогресса не видно - ни поездов, ни заводов-газет-пароходов). Старшая Эльса с рождения может повелевать снегом и льдом - наверное, так это можно описать. Однажды она играет со своей младшей сестрой Анной и нечаянно попадает своим заклинанием (силой, если хотите) ей в голову. Та теряет сознание. Родители в ужасе везут их к троллям (всё нормально, это Норвегие-образная страна))), где старый мудрый тролль Анну спасает. Но ему приходится удалить у неё все воспоминания о магии. Т.е. девочка не помнит, что её сестра обладает какой-то необычной силой.
Тролль говорит, что Эльсе нужно научиться контролировать свою силу и что страх - её враг.
И дальше начинается ещё одна диснеевская история на тему "что бывает, если родители - придурки" (предыдущей я считаю "Храбрую сердцем"). Папа-король от великого ума (это сарказм) решает, что лучший способ контролировать свою силу - игнорировать её, а справляться со своими страхами - "не чувствовать" их Поэтому девочек запирают во дворце, пока Эльса не научится управлять своим даром. Мама там из серии "молчи-женщина", очевидно, а папе-долбоклюву никто не сообщил, что нет лучшей среды для размножающихся страхов, чем изоляция. И если Анна ещё может бегать по комнатам и общаться со слугами, Эльса оказывается только что не заключенной в башне, потому что боится снова нечаянно причинить вред сестре.
Поэтому когда эти "родители года" погибают в кораблекрушении, и девочки (уже подростки) остаются одни, Эльса настолько в ужасе от себя и своих сил, что в день своей коронации она не выдерживает напряжения и после небольшой конфронтации с сестрой сбегает из дворца. А в Эренделе наступает вечная зима.
Кто будет возвращать лето, имеется ли прекрасный принц, и как там вообще обстоят дела с великой любовью, я вам спойлерить не буду. Там отличный поворот сюжета, правда стоит посмотреть!
Как размышление на тему "Кто злодей, кто не злодей
Критики этот мультик радостно сравнивают с диснеевским Ренессансом ("Красавица и чудовище", "Король Лев", "Русалочка" и "Аладдин"). Но имхо он лучше. Не прямо на голову, как мультики "Пиксар", но количество второстепенных персонажей-идиотов здесь сведено к минимуму. Можно придраться к снеговику, но он скорее трогательный, чем раздражающий идиот, как эта чайка из "Русалочки". Или даже Себастьян из той же "Русалочки" (блин, мне хотелось его сварить во время просмотра ещё в несознательном возрасте ) А тут меня откровенно раздражал только олень, причем, не сам персонаж, а то, как он анимирован, - он такой диснеевский! Все эти умильно-глупые выражения морды, как у собак в классической диснеевской анимации. И повадки, как у большого пса. Неужели реальные олени так себя ведут? Создатели ведь в студию живого оленя притаскивали, чтобы посмотреть, как он движется!
А вообще анимация очень красивая. Снег и лёд, и свякие ледяные узоры - самое то смотреть в жару, которая у нас наконец-то началась (я дождалась! ) Говорят (я не эксперт по анимации ), что там смесь рисованной и 3D, с кучей программ, написанных специально для снега, снеговика и прочих прибамбасов (ну, аниматоры регулярно это делают, я ещё помню их рассказы про волосы Рапунцель! И тут тоже дофига всякого, что ещё не показывали в диснеевских мультиках и в триде, поэтому они изобретали с удовольствием и на ходу))) Фильм даже на обычном экране прекрасен, как... северное сияние? солнечный день зимой, когда снег белый и чистый? рассвет зимой в лесу? в общем, прекрасен! Честно.
А для декора и одежды они позаимствовали некоторое количество идей из норвежской культуры. Конечно, никто не убивался, пытаясь создать "точный" национальный костюм, но платья принцесс напоминают бюнады. Ну, или скорее, помесь бюнада с европейской модой 19-го века И периодически на предметах интерьера видно росемалинг - норвежскую цветочную живопись (наши народные ремесла напоминает). Ну, и вообще ребята ответственно подошли к делу - съездили в Норвегию, поизучали материал, и в мультике мелькают фьорд, деревянные церкви, лютефиск (блюдо из селедки),тролли, руны и даже вечный норвежский спор о том, как правильно укладывать дрова!)))
А дворец Снежной Королевы мне напомнил о посте, который ходил на дайри какое-то время назад, - про ледяной отель в Канаде. Оказывается, создатели туда ездили. (Нашла пост о нем - вот ).
И, конечно, это мюзикл. У песни "Let it go" (главный номер) есть "Оскар", но... нет, песни милые. Я что-то напевала под нос после просмотра, но какие-то они одинаковые что ли В той же Wicked с Идиной Мензел песни были более запоминающиеся, а тут... я не знаю, как они звучат без контекста Хотя они мне понравились. У меня слегка смешанные чувства, в общем.
Кстати, об Идине Мензел - она, по ходу, решила специализироваться на ролях злодеек, которые на самом деле не злодейки - это я на мюзикл "Wicked" как раз намекаю. Там сюжет серьезнее и более комплексный, но суть персонажа - ыыы да! И наличие младшей сестры! (Чорд, сколько человек понимают эти намеки? ) Если без намеков, в оригинале Эльсу озвучивает Идина Мензел, и она крута чоужтам. Я не особенно люблю её голос, но он сильный и выразительный. Анну озвучивает Кристен Белл, и звучит она так клево, что мне даже захотелось "Веронику Марс" глянуть.
У мульта есть "Оскар", "Бафта" и "Золотой глобус" за лучший анимационный фильм. (первый ЗГ в этой номинации для "Дисней", кстати говоря). И он стал так популярен, что Эльсу и Анну добавят в сериал "Однажды в сказке" Боюсь представить, реально
И режиссеры обдумывают сиквел И мюзикл бродвейский тоже обещают. (Эх, и холодно, наверное, в зале будет))) В общем, историю пустили на поток. Не знаю, что из этого получится. Но, по крайней мере, это симпатичная история.
Косяк сценария:Косяк сценария:
Задачка: с какой скоростью должна была идти пешком Эльза, чтобы попасть на гору затемно, при том, что её сестра мчалась за ней на коне(!), а потом на олене в санях и всё равно дошла, только когда уже совсем рассвело?
Warning! Куча красивых скриншотиков