Содержание и имхоСобственно, для меня главная ценность этой картины - в визуальном ряде. И я понимаю, почему "Оскар" за лучший фильм дали не ему, а "12 годам рабства". Кроме очевидной политкорректности, он просто глубже. Но это не значит, что "Гравитация" бессмысленная. Напротив, тут с психологическими темами и мотивами всё в порядке. И по-своему, это выдающийся фильм. Не попадет в мои любимые, но он очень хорош. И достоин пересматривания, по моей шкале кино-ценностей. (А вот трагическую судьбу отдельных афро-американцев я если когда-нибудь и соберусь пересмотреть, то только из-за Камбербетча )
О боже ж мой! Я совсем забыла про сюжет А он там есть! И не самый банальный. Я бы его описала так: это история одного фантастически неудачного полета в космос.
Американские космонавты (главный среди них - Джордж Клуни, неприлично похожий на База Лайтйера из "Истории игрушек"))) с тетенькой-ученой, которую играет Сандра Баллок, выползи в открытый космос, чтобы проапгрейдить телескоп Хаббл.
И вот пока Клуни травит анекдоты из личной жизни, Центр управления полетами (в их случае, он в Хьюстоне, штат Техас. Ну знаете, все эти американские шуточки "Houston, we have a problem") передает, что русские жахнули снарядом по неработающему спутнику (вот интересно, так реально делают?) Это вызывает цепную реакцию (синдром Кесслера, если научно) - куча мусора, который плавает в открытом космосе от
И когда космический мусор летит на американский Эксплорер и космонавтов - это имхо идеальная иллюстрация выражения "shit storm" или "Вброс говна в вентилятор". Только в случае с космосом и космическим мусором всё гораздо-гораздо-гораздо страшнее, чем кажется.
Так что это быстро превращается в фильм про выживание в космосе
Потому что выжить в космосе без станции и связи с Землей ничуть не легче, чем выжить одному в тайге. Собственно, про это и кино.
Почему я щетаю, что это one hell of an unfortunate space mission? Ну, через 1,5 часа фильма американский шаттл разрушен к чертям, экипаж мертв, международная космическая станция тоже накрылась медным тазом, а китайская вообще на землю упала в кадрах, напоминающих те шедевры времен челябинского метеорита: "ничего так не бодрит, как с утра метеорит."
А виноваты, кажется, русские
И во время этих самих по себе уникальных событий ещё и психологическая трансформация героини происходит! У неё умерла дочь, совсем маленькой и очень глупо. И хотя героиня продолжает жить, от травмы она не оправилась. А выживание в экстремальнейших условиях космических кораблекрушений заставляет её хотеть выжить. В меру банально, но эмоционально довольно сильно.
Хотя, честно говоря, под конец я уже сидела и думала: блин, ну что теперь? Какая ещё фигня с ней может случиться в этом космосе?
Это не потому, что сценарий плохой, просто я немного устала от драмы. А вообще, с учетом, что это сценарий на 1,5 персонажа (буквально), где действие происходит в космосе БЕЗ инопланетян, открытий, капитанов, докторов-а-не и мистеров споков, это шикарно!
Мне-таки резко подумалось про космос, беспомощность человека перед лицом природы, несмотря на очень высокие технологии (буквально)), пределы человеческих возможностей и инстинкт выживания.
А ещё там красивый намек на эволюцию, когда в конце героиня аварийно приземляется в озеро. Она выползает на сушу из воды, еле стоит на ногах (что, кстати, нормально. Космонавты после невесомости плохо ходят первое время), как наши далекие предки. А полет в космос можно считать вершиной человеческой цивилизации. Ну, это правда самое крутое достижение человечества пока. Самое сложное.
Кстати, её приземление снимали в том озере, в которое в свое время аварийно приземлились герои старой "Планеты обезьян"
Режиссерская работа в фильме крута, Альфонсо Куарону не зря дали "Оскар". (Номинаций у фильма было 10, а статуэток в итоге 7). Потому что полторы локации размером с туалетную комнату и спецэффекты, а выходит не бадабум под поп-корн, а осмысленное произведение искусства.
Но круче всего работа оператора и спецэффекты.
Работа оператора - это сказка. Потому что трудно сказать, где кончается она и начинаются спецэффекты. В фильме такой заметный визуальный стиль! (как и в "12 лет рабства", кстати) Длинные-длинные кадры, а потом короткие-короткие в теснющих отсеках космической станции или шаттла. Это тоже передает если не мысль, то настроение.
А ещё там замечательный звук. Не просто саундтрек, а именно использование звука. Потому что в космосе нет звука, как зрителю радостно сообщают в начале фильма. И когда звук звучит так, как его слышат космонавты в наушниках, это круто.
Олсо вот в этом фильме, я считаю применение спецэффектов - настоящее искусство. Кадры Земли из космоса, невесомость - это так потрясающе красиво! И фишка в том, что они здесь не для увеселения публики, они изображают реальное место, реальные физические процессы! Реальность, в общем. Которая выглядит как фантастика. Какой мы её вряд ли увидим лично, если только не уйдем в космонавты внезапно.
Настоящие космонавты, кстати, говорят, что хорошо получилось, хотя косяки (хотя в этом случае скорее художественные условности) были допущены. От Хаббла до МКС так просто не доберешься, а Сандра Баллок под скафандром должна была носить ещё некоторое количество одежды.
Зато надписи на русском в шаттле "Союз" были реально на русском и правильные!
В общем, кино опупительно красивое, интересное, необычное и после научной фантастики, где внутри деревянных коробок вселенная, отрезвляющее Но в самом лучшем смысле. Всячески рекомендую
Скриншоты. Много, зато красивые