В закромах
родины работы нашла рецензию на это кино. Ему не повезло выйти за день до "Золушки" Кеннета Браны, так что в прокате он не совсем окупился, судя по всему. Но я на него ходила после "Острова сокровищ", и как история взросления он мне очень понравился. До Золушки я ещё не добралась (и планирую оттягивать это как можно дольше ), но интуиция мне подсказывает, что "Чаппи" мне будет нравиться больше.
Те, кто читал роман Мери Шелли или видел фильм (или спектакль с Камбербэтчем), близкий к тексту, знают, что Чудовище Франкенштейна изначально не было злым. Монстром его сделали окружающие. Вот и история робота, названного, как вы правильно догадываетесь, в честь собачьего корма, рассказывает, кроме всего прочего, о том, что "собака бывает кусачей только от жизни собачьей". Мысль, безусловно, не новая. Но когда в стране "плодиться и размножаться" только что законом не заставляют (пока), любое напоминание о том, что воспитание важно не меньше, а может, и больше, чем создание, будет полезно.
Содержание и имхоА в новом фильме Нила Бломкампа ("Район №9"), который после "Элизиума" решил вернуться к своим южно-африканским истокам, столько же истории взросления и воспитания, сколько футуристического боевичка.
В совсем недалеком будущем в Йоханнесбурге развелось столько преступников, что одних убийств совершается по три сотни в день! Поэтому полиция начинает вводить в свои ряды роботов (Да здравствует "Робокоп"!). И дела идут в гору! Уровень преступности резко сокращается, криминальная статистика улучшается, банды исчезают. И все бы стройными рядами потопали в светлое будущее, но гениальный изобретатель этих "скаутов" (Дев Патель, "Миллионер из трущоб", сериал "Служба новостей") работает не столько ради искоренения преступности, сколько ради искусства. Поэтому и робота он хочет создать, способного оценить его высокие порывы. Чтобы, значит, у машины были и искусственный интеллектом, и чувства и эмоции.
Вот только глава корпорации (Сигурни Уивер, "Чужой", "Аватар", в очередной роли сильной женщины) ему не разрешает этого делать на своем оборонном предприятии. Мол, лучшее – враг хорошего! Но нельзя так с гениями! Особенно с теми, которым даже офис отдельный до сих пор не выделили. Потому что Платон им друг, но истина дороже. Так что гений крадёт списанного "скаута" домой для опытов.
А на полпути его похищают бандиты-неформалы (Йоланди Фиссер и Ниндзя, участники южно-африканской группы "Die Antwoord". Их музыка периодически звучит в качестве саундтрека), которые хотят "пульт" от роботов-полицейских, чтобы те не мешали совершать преступления. Но им тоже не везёт – пульта гений сделать не может, только робота, и тот оказывается сущим дитятей. Правда, он очень быстро учится. И поскольку попал он не в добрые руки, а в натуральную "плохую компанию", научат его нехорошему.
Нил Бломкамп вспомнил свою первую короткометражку про роботов «Tetra vaal» и сделал из неё полный метр на "16+" с элементами криминальной комедии, кучей оружия (в том числе, с жёлтой "пушкой"!), перестрелками и взрывами. В качестве дополнительной приманки есть Хью Джекман ("Люди Икс", "Росомаха: Бессмертный") в роли злодея с огромным дроидом, которого точно стащили из реквизита к "Робокопу". И, конечно, в картине есть Шарлто Копли ("Район №9", "Элизиум", "Малифисента"), который у этого режиссера, как до недавнего времени Джонни Депп у Тима Бёртона, служит талисманом. Лица Копли вы, впрочем, не увидите – он покушается на лавры заслуженного Горлума и почетного "планетного обезьяна" Энди Сёркиса и играет собственно робота Чаппи с помощью технологии захвата движения (и ещё озвучивает в оригинале).
Сам Чаппи с "телом" убийцы и разумом ребенка идёт проторенной дорогой "Валл-и", "Короткого замыкания" и понятно, каких персонажей "Звёздных войн". И делает он это честнее Стивена Спилберга с его слезовыжимательным "Искусственным разумом" – легко спровоцировать жалость к голубоглазому мальчику, но заставить зрителя сопереживать железяке, пусть и по-своему изящной и с забавными "ушками", нужно постараться.
И постарались его создатели на славу: не смотря на отсутствие лица, Чаппи умудряется быть уязвимым, ранимым, трогательным, глупым, смешным и, в принципе, более человечным, чем иные актеры-люди. Чем он, конечно, подводит к одному из любимейших вопросов научной фантастики: что делает людей людьми? (Один из самых потрясающих моментов в фильме – когда он осознает свою смертность).
Кроме того, Чаппи – зеркало окружающего его мира. И в этом плане тема взросления здесь раскрывается на редкость удачно. Так как "ребенок" – робот, его воспитание начинается буквально с чистого листа. Поэтому очень четко видно, как его формирует среда и "взрослые", которые обманывают, используют его для своих нужд или даже просто ожидают, что он будет знать всё, что нужно, хотя ничему его не учили. Ребенок оказывается в крайне жестоком мире, где никому нельзя доверять. При этом он, как любой обычный ребенок, всё равно любит своих "родителей"!
Очень многое здесь выглядит как компиляция идей из других научно- фантастических фильмов, но всё равно это не "Элизиум", здесь больше авторского стиля Нила Бломкампа. А ребята из "Die Antwoord" – находка в качестве актеров, особенно Йоланди.
Только финал на этом фоне вызывает неоднозначную реакцию. Кажется, с современными темпами развития техники новыми красками заиграла идея достижения бессмертия с помощью переноса сознания в железное тело. Потому что "Робот по имени Чаппи" – третий фильм менее, чем за 12 месяцев, где кто-то прибегает к подобным методам сохранения своей личности (См. "Превосходство" и "Люси". И даже в "Первом мстителе 2" есть герой в компьютере). К чему бы это?