Сегодня мне что-то влом рецензию писать, у меня... не знаю, что у меня. понедельник после бурных дачных выходных? У меня что-то. Так что рецензия рабочая и старая. Аж февральская, кажется. Но фильм отличный. Предупреждение: он атмосферный
, что, как правило, значит, и ОЧЕНЬ неспешный.
А мальчик из этого фильма есть в сериале "Дареллы", который я сейчас смотрю. И он, конечно, не так хорош, как мальчик-из-реальной-любви (Томас Сэнгстер, и мне пофиг, что он теперь и из "Игры престолов" тоже. Для меня он навсегда мальчик-из-реальной-любви), но сильно его напоминает.
Шерлок Холмс последнее время очень в моде. Он из неё до конца никогда и не выходил, конечно. Но с 2009 великий сыщик постоянно где-то на экране, то на большом, то на маленьком. Его играет и Роберт Дауни-младший у Гая Ричи, и Джонни Ли Миллер с Люси Лиу в роли Джоан Ватсон в "Элементарно", он сделал звезду из Бенедикта Камбербэтча в сериале Би-би-си. Так что в этой картине никто даже не будет пытаться вам рассказывать, кто это. Даже расследования — уже не главное. Главное — человек за легендой. И Холмс тут реален как никогда.
Содержание и имхоПричем, он не только психологически достоверен. В контексте этого фильма Шерлок Холмс (Иэн МакКеллен, "Властелин колец" 1-3, "Хоббит" 1-3, "Люди Икс" 1-3) — реальный человек, про которого доктор Ватсон писал рассказы. (Он даже сходит в кинотеатр посмотреть на экранизацию одного из них). Дело начинается в 1947 году. Холмс на пенсии и разводит пчел в своем доме в Сассексе (всё, как положено, да, шерлокоманы?). У него проблемы с памятью. Не совсем понятно, это просто возраст или нечто более серьезное. (Не бойтесь, это не скатится в очередную душераздирающую драму про болезнь Альцгеймера а-ля "Все ещё Элис"). Он пытается с этим бороться. Во флэшбеках вам покажут, как он съездил в Японию за неким чудо-средством. (Гениальным сыщикам, видимо, тоже не чужда вера в одно средство, которое сразу все исправит). Но он не просто боится потерять свой знаменитый интеллект. Холмс начал писать рассказ о своем последнем деле, которое заставило его уйти на пенсию. Только он не может его вспомнить.
Лучше всего на память Холмса влияет мини-Ватсон, сообразительный сын (Майло Паркер) его экономки (Лора Линни, "Реальная любовь", "Шоу Трумана", "Шесть демонов Эмили Роуз"). Он очень хочет узнать, чем кончится рассказ. А ещё у них есть своя загадка, требующая применения дедуктивного метода: что или кто убивает пчел мистера Холмса?
О чем это кино, вот так просто и не скажешь. То есть, на поверхности оно, разумеется, про Шерлока Холмса. Это экранизация романа Митча Каллина "Пчелы мистера Холмса", фактически, фанфикшна. И в отличие от "50 оттенков серого", это пример того, насколько хорошим может быть такое творчество. Это очень и очень плавная, вдумчивая и меланхоличная картина с минимальным саундтреком. Здесь нет никакого экшна и заигрываний с публикой. Дедукция только по мелочам. Главная тайна — что же это было за последнее дело Холмса? И режиссер Билл Кондон, снявший две последние части "Сумерек" и "Пятую власть" с Бенедиктом Камбербэтчем, выстраивает интригу очень хорошо. Из-за целого букета сюжетных линий и ненадежной памяти главного героя нет гарантий, что он доберется до разгадки, так что выходит вполне себе драматическое напряжение. Но смысл-то, в итоге, не в том, кто преступник. И ищет Холмс не что-то материальное, а понимания.
Поэтому детективная история не поражает воображение, как некоторые из классических историй Конан Дойля. Она здесь, скорее, просто, чтобы двигать сюжет. Смотреть на экран, не отрываясь, вас заставит не она, а сам мистер Холмс. Легендарному сыщику тут 93, и если вас смущает старость крупным планом, считайте это предупреждением. Сэру Йэну МакКеллену, конечно, нет ещё и 80, но его собственных морщин и пигментации тут никто не прячет, а гримеры ему дорисовали множество дополнительных. Добавьте к этому характерную старческую пластику, прозрачный взгляд словно сквозь собеседника и презрительно-неодобрительное выражение лица, и иногда на его героя больно смотреть — так он замечательно передает щемящую сердце хрупкость пожилых людей. Выходит, что во многом это ещё кино про старость.
Это не привычный Шерлок Холмс, чистое рацио, которому чужды (или он старается убедить себя и окружающих, что ему чужды) человеческие страсти и желания. В 1947-м после двух мировых войн оптимистичное викторианское восприятие жизни уже не работает. Особенно, когда герой посещает Хиросиму, точнее, то, что от неё осталось. Он видит там человека, который проводит ритуальное горевание по своим родственникам. И Холмс этого не понимает, как не понимает он смысла художественного вымысла своего давно покойного друга. Но это именно то, что ему нужно понять. Чувства, страсти и желания, в том числе, его собственные, — это именно те загадки, которые ему предстоит разгадать. Поэтому кино стоит посмотреть не только поклонникам Шерлока Холмса, но и любителям тонких психологических портретов и хорошо поставленных и написанных драм.
"Мистер Холмс" подходит неспешно, шаркая тапочками и брюзжа. Фильм и его герой словно бы вообще никуда не спешат, медленно раскрывают перед вами свои многочисленные сюжетные завихрения и персонажей. Да не в лоб "по учебнику", а незаметно, мелочами и деталями. И прекрасные актерские работы британцев, на которых в этом плане, как правило, можно положиться, компенсируют то, что вас может в этой медлительности раздражать. Переход Йэна МакКеллена между 93-летним пчеловодом и в меру упитанным мужчиной в самом расцвете детективных сил — это просто сплошной мастер-класс для актеров! А потом, если вы были внимательны, вы заметите, что смотрели кино не столько про Шерлока Холмса и его дела, сколько про любого человека, его память, раскаяние, боль, сожаления и ошибки, за которые он грызет себя годами. Выходит, что главная загадка была не в делах, а в людях. А они, как известно, гораздо более таинственные и запутанные, чем самые сложные преступления.Мое
(с) работы