Может, вы слышали, что она запилила (пока) три романа про частного детектива Корморана Страйка под псевдонимом Роберт Гэлбрейт.
Так вот, ВВС совсем недавно показал экранизацию первого. А я их все читала, поэтому у меня есть нескромное и предвзятое мнение
Содержание и имхоДля начала не сюжет, а герои, потому что они важнее
Дядька (хотя, какой дядька, он по сюжету мне ровесник ) с необычным именем Корморан Страйк — ветеран очередной ближневосточной (кажется, даже афганской) войны. Он потерял ногу, ходит с протезом, и в фильме это периодически показывают. Между прочим, это привет, инклюзия (включение людей с ограниченными возможностями в общество как полноправных его членов, активно участвующих во всех сферах жизни, если чо). Она действительно неплохо сделана, потому что нога - это фон. По роману она его постоянно беспокоит, но все равно, это не главная его характеристика и не то, что определяет всю его жизнь. Он обыкновенный мужик с проблемами, которые никак не касаются протезов и того, как с ними тяжело жить. И это круто.
Не сказать, чтобы проблемы у этого Корморана (в оригинале ударение на первый слог) были совсем обычные при этом: он - внебрачный сын выдуманной рок-звезды и очень известной группи. (Но пока эта линия тоже идет фоном). В одной из первых сцен романа (и экранизации) он расстался со своей многолетней... подружкой. Зато у него очень туго с деньгами - вот тут все, как у людей. Особенно, если не знать размеры арендной платы за помещения в лондонском Сохо.
Сразу после драматичного ухода одной женщины в его жизнь входит другая. Ее зовут Робин, она - его временный секретарь и мой абсолютный фаворит среди местных персонажей. Она из Йоркшира, и у нее периодически слышно акцент. Но это не суровый акцент, как у слуг в "Аббатстве Даунтон". Так что если захотите глянуть это на английском, ее будет понятно (а вот главгероя не всегда ). Она переехала в Лондон со своим женихом и ищет работу. А пока не нашла, работает в качестве temp'а. Как Донна Ноубл из "Доктора Кто" Но когда она попадает в секретари к частному детективу, у нее начинается линия в духе "осознай, чего ты правда хочешь в этой жизни". В романе все последствия ее выбора ощущались острее, но... ну как уж вышло.
Расследуют эти ребята смерть супермодели. Полиция объявила произошедшее суицидом, но брат покойной попросил Страйка проверить. И, пожалуй, хватит на этом. Детективный сюжет тут не самое сильное место, но это косяк еще тетушки Ро. Большой роман упихали всего в три серии по часу, а значит, часть персонажей пришлось выкинуть. Но далеко от книги никто не уходит.
Теперь про мое нескромное и предвзятое мнение: мне понравилось!
Я не могу это оценивать объективно - мне слишком понравились детективы Роулинг. Они такие неуловимо знакомые по интонации (тут я о них писала под номерами 31 и 33, а тут про третий под номером 2). Я их читала пару лет назад, но этого недостаточно, чтобы забыть сюжет. А мне все равно понравилось. С другой стороны, я не смотрю детективы, чтобы угадать, кто убийца. Мне просто их структура нравится. Она, как и в любовных романах, очень четкая, с очевидным финалом (преступление раскроют, дааа!), но дает достаточно свободы для полетов фантазии.
Плюс для меня это такое очень странное ответвление поттерианы: Том Бёрк, исполнитель главной роли, - крестник Алана Рикмана. А Робин играет актриса Холидей Грейнджер
Том Бёрк прикольный. (Говорят, он еще есть в новой "Войне и мире" от ВВС и "Трех мушкетерах", и я думаю, а не посмотреть ли мне). Он мрачноватый, небритый и вполне похож на описанного в книге. Хотя он выглядит моложе, чем я думала. И симпатичнее. Но он очень старается создать впечатление, что он крупный мужчина, как положено по роману. А костюмеры и оператор ему старательно помогают Под конец даже становится заметно его не самый очевидный (для меня) шарм.
Курение и алкоголь в кадре! Защитников чувств верующих на них нет. муахахаха
Холидей Грейнджер в роли Робин - няшка. Я не так ее представляла, но мне очень нравится. Она тут работает лучом света в темном царстве, и вообще, она умница, красавица и прелесть. Одно но - ее мало. Хронометраж очень не резиновый, и в первой части она еще не равноправный герой. Но дальше будет лучше.
Во второстепенных ролях, как и положено, приличные и незатертые британские актеры. Злодей отличный. Станиславский во мне верит
Видеоряд не столько мрачный, сколько атмосферный, а атмосфера там совсем не солнечная. Дождь ведрами не льет и туман стеной не стоит, но пасмурно и вполне похоже на стереотипы о британской столице. Кстати, отдельно впечатляет, что в сериале очень много съемок на натуре. То есть, это не два паба, три квартиры и офис. Герои регулярно выходят на улицу и оказываются в самых разных интерьерах. Действительно остается впечатление, что они существуют в реальном пространстве. (Офис главгероя даже бомжовее, чем я ожидала. Зато квартира жертвы красивее )
Оператор и композитор молодцы - все выглядит достойно и не привлекает к себе лишнего внимания. Сценаристы тоже молодцы. Интересно, что Роулинг среди продюссеров. От детища не отрекалась и некоторое количество контроля, видимо, имела.
Мне нравится, что герой - современный частный детектив. И эта профессия звучит почти старомодно. (Если ты не Джессика Джонс, конечно). А он ну никак не супергерой. И не Шерлок. И не профессиональный полицейский. И мне нравится баланс между реалистичностью и требованиями жанра. Кстати, при желании, можно накопать всяких намеков на других детективов. Но они не отвлекают.
Действие разворачивается в меру неспешно. Чуть быстрее, чем в "Чисто английском убийстве" или там в "Крахе", гораздо медленнее, чем в американских радостях. Я, кстати, что-то бросила смотреть американские детективы и перешла на британские. Чесслово, они интереснее. И неспешность мне больше подходит.
Новым словом в английских детективных сериалах это, разумеется, не является. Особенно потому, что детективная линия не фонтан (как и книге). Но это вполне можно посмотреть, даже если вы не знакомы с литературным источником. Ну, и читавшим можно смотреть. Если герой в исполнении Бёрка не вызовет отторжения с первых 10 минут, остальное пойдет нормально.
Пока я вынашивала этот пост, вышел "второй сезон". В смысле, экранизация второй книги.
Она интереснее первой. Поскольку она пошла прямо следом, не было необходимости представлять героев, и они смогли развиваться дальше без пауз. Тут большая книга превратилась в две серии по часу, и я офигеваю от степени сжатия, но все самое основное рассказали, и сделали это цельно.
В "Шелкопряде" противнее преступление. Намного противнее... И там есть момент, где это показывают. Это не уровень "Костей", но неприятно. Правда, он короткий, так что я в этот момент отвернулась и занималась своими делами. Это ж не рабочая рецензия
И во втором сезоне Бёрк гораздо привлекательнее имхо. То ли я к нему привыкла, то ли они его по-другому снимать начали. Все эти мимические морщинки вокруг глаз... оо... У Алана Рикмана отличный крестник!
Но больше всего мне в этом сериале нравится Лондон. Они показывают такую интересную сторону его архитектуры! Не "парадной" общественной, а частной - отдельные дома и здания. И они такие интересные! Лондон тут отличается от других. Не сказать, чтобы он был совсем оригинальный, но он однозначно своеобразный. Я б на него еще посмотрела. А уж когда они показывают интерьеры и мебель...
Словом, отличный сериал, хочу еще! Да побольше! Побольше!
О птичках и маникюре:
Обязательно ткните!!!
читать дальшеТворческие люди, тем временем, делали себе маникюр в стиле обложки этого романа! тут весь пост