Это мягкая рабочая версия. Вообще, мне гораздо больше не понравилось. Просто некоторые штуки аудитории информагентства будут мимо, поэтому я о них мало пишу. Но, блин, иногда ТАК хочется!
Содержание и имхоВ этом году к 12 апреля у нас сделали аж два фильма про героев- покорителей космоса: "Время первых" и "Салют-7". Сталкивать их в прокате было бы, мягко говоря, неграмотно. Поэтому весной нам показали про Леонова и Беляева, а осенью — картину, частично основанную на реальных событиях, и с собирательными образами вместо настоящих космонавтов. Решайте сами, как вам больше нравится.
"Салют-7" — это отечественная космическая станция, которая летала себе в космосе, летала, но однажды в 1985 году хлоп! — и сломалась. И пропала со всех датчиков. Все страны мира про это в своих новостях честно рассказали жителям, потому что эта прелесть потенциально могла упасть им на головы. Но не в СССР! У нас в новостях полет был нормальный, в Багдаде все спокойно, и вообще, о чем вы? Хотя в центре управления полетами руководитель (Александр Самойленко, "Ночной дозор", сериал "Папины дочки") наживает себе язву желудка, потому что ему сверху велели за 20 дней отправить на Салют-7 космонавтов. А то американцы там свой шаттл запускают, вдруг еще упрут нашу станцию и все ее секреты, и вообще, Холодная война. Вот только станцию крутит и вращает (это даже не считая того, что она не стоит на месте), и для стыковки с ней нужно чудо.
Творить чудеса в рамках миссии корабля Союз Т-13 отправляют командира экипажа (Владимир Вдовиченков, "Рэкетир" "Левиафан", сериал "Бригада") и бортинженера (Павел Деревянко, "Брестская крепость", "СуперБобровы", сериал "Обратная сторона Луны"). И все это под угрозой своих же военных, которые станцию готовы сбить вместе с экипажем на борту, если что-то пойдет не так. Потому что советский космос, если верить этому фильму, это такая Спарта. Только без красных развивающихся плащей.
В реальности космос, конечно, не Гавайи, но большая часть страстей-мордастей в этом фильме после починки проводки выдумана. Так что можете считать это фильмом-катастрофой, только со счастливым финалом. Ну, и в реальности починкой станции занимались космонавты Владимир Джанибеков и Виктор Савиных. И почему фильм не захотел назвать их своими именами, загадка.
Как и "Время первых", фильм делится на часть про земную жизнь и часть про космос. С космосом снова все в порядке. Даже лучше, чем в фильме-конкуренте. Есть и хорошо выстроенное напряжение и нагнетание атмосферы, и качественные спецэффекты, и интересная операторская работа, и очень достойный саундтрек. Режиссер Клим Шипенко ("Любит не любит", "Как поднять миллион. Исповедь Z@drota") хорошо удерживает внимание на двух мужчинах в крайне замкнутом пространстве.
Зато с человеческой драмой снова печаль. Если верить этому фильму, в космос в качестве командира экипажа летит человек, которого отстранили от полетов — он не прошел психологическую проверку. Потому что он подверг опасности жизнь члена экипажа в самом начале фильма, когда увидел то ли красивое небо, то ли ангелов. В фильме это как-то не комментируют и обходят стороной, но что это было?
И вот с этим человеком летит тихий бортинженер, который хочет следовать инструкции и тревожится, когда командир ее нарушает. Происходящее неприлично напоминает динамику отношений героев Евгения Миронова и Константина Хабенского из "Времени первых". Только на их раскрытие отведено меньше времени. Поэтому главные герои старательно очеловечиваются и обретают индивидуальные черты из подручных материалов и жуткое клише вместо семей, но об этом отдельно. Выходит... нехорошо, но актеры спасают.
Второстепенных персонажей спасают тоже только исполнители. Например, руководитель полетов (Александр Самойленко) постоянно маячит на экране, но как персонаж он не прописан вообще. Просто стандартный мужик в советской космонавтике, модель №2 "как Королев". Хотя у него есть реальный прототип — Валерий Рюмин.
А уж с женскими персонажами в картине (едва ли не традиционно) совсем беда. Во-первых, в самом начале мы видим (точнее, слышим) Светлану Савицкую. Первую женщину в открытом космосе, между прочим. И почти сразу же она прокалывает скафандр металлической занозой, и ее буквально за руку ведут в корабль. Фильм весьма условно основан на реальных событиях, вокруг нее все равно собирательные образы, а не реальные люди. Внимание, вопрос: зачем ее вообще было вставлять? Чтобы выставить дурой? Во-вторых, единственная женщина с репликами в центре управления полетами — врач. И все ее советы демонстративно игнорируют. Каждый божий раз!
В-третьих и в главных, тут есть две жены, одна беременная, вторая с ребенком, и они абсолютно никакие. Обе изображены один в один как жены космонавтов из "Времени первых" и байопика про Гагарина 2013 года. То есть, их можно поменять между собой в произвольном порядке, и разницу никто даже не заметит. Потенциально даже в лицо. Придает фразе "незаменимых у нас нет" новое значение, да? А какими они показаны! Эгоистичные, не понимающие высокой цели своих мужчин существа, которые задают идиотские вопросы в духе "Что ты там забыл в этом своем космосе? Что там важнее нас с дочкой?"
Зачем вообще было вставлять их в картину, если они — не реальные люди, которых нельзя выкинуть из сюжета, а одно большое и оскорбительное клише? Создатели думают, что без этого никто не будет сопереживать героям? Так мы не видим, кто и как ждет центральных персонажей "Гравитации" и "Марсианина", например. А герои там лучше прописаны, и на них не менее интересно смотреть.
Послание, которое фильм несет, тоже выходит... своеобразное: Сначала мы пишем инструкции, а потом героически их нарушаем. Мы сами создаем себе проблемы и решаем их. Мы сделаем все через одно место коленом, а потом с помощью такой-то матери совершим невозможное. Поэтому мы лучше всех! Работа вместе с руководством, а не вопреки? Нормальное сотрудничество инстанций? Ценность человеческой жизни? Это не про нас. (Тут, впрочем, с реалистичностью трудно спорить).
Если вы считаете авось как национальную идею, поводом для гордости и/или вам понравилось "Время первых", фильм вполне можно посмотреть. Еще он подойдет тем, кто любит картины про космос. И в качестве видеоучебника по истории и для привлечения внимания молодежи "Салют-7" можно использовать. Правда, об уровне исторической достоверности подрастающее поколение стоит предупредить. А я по-прежнему жду кино про Терешкову! Ну, или про Светлану Савицкую, раз ее в этом фильме упомянули. Пока вольная экранизация наших космических подвигов еще в моде.
Из того, что не попало в рецензию:
читать дальше- женские персонажи написаны просто отвратительно. Что за сферические жены в вакууме? у них ни работы, ни интересов, ни какой другой жизни, кроме мужей. Понятно, что в фильме на это места нет. Но их же можно тупо в другой контекст поместить Например, жена бортинженера на последнем месяце беременности, у нее муж в космосе, и она сидит дома одна и у нее начинаются схватки. Где у нее мама/бабушка/сестры/подруги/соседки, наконец? Что за тупая ситуация? Или надо прописывать, почему у вас такая одинокая волчица, или делать это реалистично, или вообще не вставлять! Учитывая, как этих женщин изобразили в фильме, я считаю, лучше б вообще не вставляли. См. часть рецензии про "Марсианина" и "Гравитацию".
- И опять о женщинах: в одной из сцен бортинженер говорит с женой о предстоящем полете в космос. Она ему описывает, что, по ее мнению, происходит. (Угадывает все абсолютно верно). А он ей: "Да ну что ты! Я просто лампочку поменять". Бл@@@ть, что это за нньня? Ты с кем говоришь? С трехлетним ребенком или со взрослой женщиной? Что за адское неуважение? Какие к черту лампочки, баран? Ты там умереть можешь, ты знаешь это, она одна с ребенком может остаться, и она догадывается об этом!Ты что ей нервы треплешь? Ты реально думаешь, что ей лучше будет от такого отношения? Тебе слабо с ней нормально поговорить? На равных? Меня эта сцена чудовищно выбесила, и после этого у фильма в моих глазах шансов не было.
- Сомнения-то у меня появились еще в первой сцене с Савицкой. Проколола скафандр занозой? Я очень надеюсь, что это они использовали реальный исторический факт. Иначе это развесистый сексизм и мизогиния из сценаристов прет.
- К слову о "Марсианине" и, пожалуй, о "Скрытых фигурах", в американском кино НАСА дорожит своими космонавтами, все работают для успеха их миссии и, если нужно, их спасения, у нас родина требует жертв, как языческий божок Наша гордость и понты нам дороже живых людей. Давайте собьем их нахер ракетой, чтоб американцам станция не досталась. Я догадываюсь, что в те времена это выглядело как реальная угроза. Плюс, понтов и на той стороне хватало. И климат недоверия и подозрений (хосспади, откуда мне в голову это клише приехало? Я прямо слышала где-то эту фразу) ситуацию не улучшал. Но ох, как на это уныло смотреть, когда современная тебе пропаганда работает примерно над тем же.
- Пропаганда выходит весьма сомнительная. Возможно, это для меня. Меня очень не радует версия "русского духа" со всеми этими "на земле сухой закон, но в космосе можно бухать" и "сейчас мы херакнем молотком по ней, и все починится" и прочим битьем себя пяткой в грудь. Или это у них критика советского строя такая была? Если да, то... эээ... Я более критичные фильмы, снятые в СССР, видела
- Ну и, конечно, эта глобальная проблема с историческими фактами Вот эта вот вся "Гравитация" со взрывами и пожарами на корабле зачем была? Либо вы называете фильм "Какая-то выдуманная станция" и снимаете про вымышленные подвиги, слегка заимствующие из реальной истории, либо вы называете ее "Салют" и сажаете туда тех персонажей-космонавтов, которые там реально были, и они (по возможности) делают там то, что реально делали. Чем они сценаристам не угодили, я интересуюсь? Джанибеков что, фамилией не вышел? Нет, серьезно? Зачем???
Или вы всех предупреждаете, что все было не совсем так
Салют-7 2017
Это мягкая рабочая версия. Вообще, мне гораздо больше не понравилось. Просто некоторые штуки аудитории информагентства будут мимо, поэтому я о них мало пишу. Но, блин, иногда ТАК хочется!
Содержание и имхо
Из того, что не попало в рецензию:
читать дальше
Содержание и имхо
Из того, что не попало в рецензию:
читать дальше