Я была уверена, что я выкладывала эту рецензию! Нда... после фильма "Всё ещё Элис" (про очередную больную Альцгеймером с Джулианой Мур) я даже как-то напряглась по этому поводу! Вот до чего доводит кино!

Ладно, вот вам про кино, которое в другом году могло бы насобирать золотых мужиков, но в этом не вышло
(c) работы. (Нет, правда, странный был 2014 на кино! Блокбастерный сезон был откровенно паршив по сравнению с предыдущим, зато в наградной вылезло на свет божий столько хорошего кино, что наград не хватило

)
Как это временами случается, в фильме с таким, казалось бы, недвусмысленным названием никакой охоты на лис не будет. Виноваты, как обычно, трудности перевода. Хотя и для англоязычного зрителя, далекого от спорта и криминальной хроники 20-летней давности, совсем не очевидно, что Foxcatcher – это конезавод, а потом и вся ферма (или, лучше сказать, поместье) и команда профессиональных борцов главного героя – миллионера, филантропа (но не плейбоя, не гения и точно не супергероя) Джона Дюпона, наследника старинной семьи американских промышленников. Впрочем, если хочется, метафоричность в названии тоже можно поискать.
Содержание и имхоНо Джон Дюпон тут главный герой официально. На деле им кажется олимпийский чемпион 1984 года по вольной борьбе Марк Шульц (Ченнинг Татум, "Шаг вперед", "Мачо и ботан", "Мачо и ботан 2").
Он живет себе тихо, замкнуто и довольно уныло, интересуется только своим видом спорта, тренируется с братом, тоже олимпийским чемпионом, готовится к чемпионату мира и перебивается мелкими заработками. И тут ему звонят от этого самого Дюпона (Стив Карелл, "Сорокалетний девственник", "Брюс Всемогущий", сериал "Офис"), непонятного богача, который хочет предложить ему финансирование, жилье и место для тренировок на своей ферме. Марку всё это очень нужно, но зачем это Дюпону? Он говорит, что Америка должна выигрывать в спортивных состязаниях, что атлеты заслуживают лучшего обращения, что тут вопрос национальной гордости и ещё много красивых слов, но за высокими помыслами всегда есть некоторое количество низких.

И вот их-то Марк Шульц замечает не сразу. Его брат Дэйв (Марк Руффало, "Иллюзия обмана", "Невероятный Халк", "Мстители") ведет себя осторожнее, потому что и в принципе сообразительнее, и в деньгах так остро не нуждается, да и просто не хочет лишний раз перевозить с места на место жену и детей. Но и он в итоге присоединяется к команде борцов Дюпона и приезжает в Пенсильванию на эту самую ферму Foxcatcher, чтобы готовить брата и других спортсменов к Олимпийским играм 1988 в Сеуле. Но, как известно, благими намерениями дороги выстилают в не самые лучшие места.
Почему именно, выясняется ближе к концу. Сначала картина напоминает спортивный байопик, потом спортивную же драму в духе "Рестлера" с Микки Рурком или даже "Бойца" с Марком Уолбергом и Кристианом Бэйлом. И только под конец внезапно оказывается, что тут на медленном огне готовился триллер. Это нарастание напряжения легко пропустить, потому что фильм крайне неторопливый. Он требует вдумчивости и внимания. Тут ставка не на экшн, а на исследование персонажей.
И сделано оно мастерски – режиссер Беннет Миллер ("Капоте", "Человек, который изменил всё") не зря получил номинацию на "Оскар" и приз за режиссуру в Каннах. Ни сложные отношения Дюпона с матерью, которая не дала ему самому заниматься борьбой, потому что это "низкий" спорт, ни тяжелое детство Марка и Дэйва Шульцев не превращаются в сентиментальные флэшбеки. Они вообще не обсуждаются вслух, нам просто показаны, а не рассказаны их последствия, как и должно быть в хорошем кино.

Мысль, что в тихом омуте водятся черти, иллюстрируется собственно тишиной (саундтрек дозируют прямо-таки чайными ложками), сдержанной цветовой гаммой и вообще замечательно созданной атмосферой пустоты и изоляции. Стив Карелл, номинированный на "Оскар", показывает, что такое же состояние у героя внутри, застывшей, какой-то неживой пластикой и мимикой. Ченнинг Татум в роли однозадачного качка с медвежьей грацией очень хорош, жаль, что его не номинировали хотя бы за роль второго плана, как Марка Руффало.
Фильм медленный, но по-своему грациозный и по-своему же приковывает внимание. Самые живые сцены в нем – собственно борьба спортсменов на тренировках и соревнованиях. Это такая классическая наградная картина, крепко сделанная, с красивыми пейзажами, проработанными героями и всем положенным антуражем. Она рассчитана на серьезного зрителя, готового по-настоящему уделить внимание.
В другом году с раздачей наград ей могло повезти больше (хотя и сейчас номинаций на "Оскар" 5), но в этом уж больно сильная конкуренция. По сравнению с экспериментальностью и эксцентричностью "Бёрдмена" и "Отеля "Гранд Будапешт" он выглядит простоватым, с байопиками, вроде "Игры в имитацию" и "Теории всего", – холодным и суховатым, а "Отрочеству" с его 11-ю годами в производстве вообще никто ничего противопоставить не может. Это достойное наград кино, но, как выяснилось к наградному сезону, в прошлом году сняли на удивление много достойных картин. И где они только в прокате прячутся?