
После самой впечатляющей антирекламной кампании в истории современного отечественного кино "Матильда" Алексея Учителя наконец-то добралась до экранов. Было бы здорово, если бы фильм оказался шедевром, на который обрушились незаслуженные гонения. Чтобы можно было сказать, мол, вот! Вы видите, эти консерваторы пытаются задушить настоящее искусство! И вообще "я не читал, но осуждаю" — это прошлый век! Но, к сожалению, это явно не тот случай.

Содержание и имхоВажное замечание: историческая достоверность или ее отсутствие в этой рецензии рассматриваться не будут. Тут про кино и только про кино. Благо в нем хватит, чего поругать, на пару рецензий. Начинается все со сцены выбора проституток в борделе. Они, конечно, все балерины Мариинского театра и позируют для фотографа, но суть от этого не меняется. И среди них Матильда Кшесинская (Михалина Ольшанска, "Я, Ольга Гепнарова", "Дочери танца") описывается как красивая и гордая.
Балерина-соперница развязывает этой красивой и гордой ленточку на костюме перед выступлением, и в какой-то момент звезда императорского балета танцует на сцене с голой грудью. И всё, царевич Николай сражен наповал.
Ну, или почти наповал. Добивает его рекомендация царя Александра III (три минуты Сергея Гармаша). Танцуй, пока молодой, мальчик, — прямо заявляет ему папенька. — Балерина-то тебе куда больше подходит, чем эта твоя немецкая принцесса.
И поезд, в котором они едут, тут же зрелищно терпит крушение.
Дни царя сочтены. О, этот неудобный момент, когда тебе срочно нужно жениться и короноваться, а ты как раз созрел "погулять напоследок"!

После скандала длинною в несколько лет от этого фильма трудно было не ожидать чего-то большего. Переосмысления российской истории (все-таки к столетию революции фильм выходит!), или социальный комментарий на тему "какие они все тогда были правильные/неправильные, а вот мы/вот и мы сейчас...", философии или хотя бы ударной дозы патриотизма в духе "Смотрите, какая у нас была империя (а мы ее...)". Но нет, "Матильда" — это самая что ни на есть стандартная историческая мелодрама. Причем, далеко не самая выдающаяся. Интересно, сколько людей, которые пойдут на этот фильм из-за шумихи, выйдет из зала со словами "И это всё?"
Картина действительно сделана богато. Костюмы и декорации прекрасны, столько золотой вышивки и позолоты на всем подряд увидишь в кино не каждый день. Правда, когда все оказывается в кадре вместе, в глазах рябит. Еще чуть-чуть, и это перейдет на уровень золотых унитазов. Оператор такую роскошь с упоением снимает и всячески создает сказочную атмосферу с полетами на воздушном шаре у фонтанов в Петергофе. На этом хорошее заканчивается.

Потому что Алексей Учитель и Ко умудрились недоработать заглавного персонажа! После просмотра вообще закрадывается мысль, что фильм назвали неправильно. Он же ведь не про Матильду Кшесинскую, она тут не главная! Он про последнего русского царя и его пиздострадания (В официальной рабочей версии, конечно, стоит "ахем... душевные страдания". Кто ж мне даст такое написать в официальном СМИ?

Нет, она не совсем ходячая кукла. В начале фильма ей создают образ, но потом она встречает "Ники" и всё. На этом ее развитие заканчивается. Любит она его? Или она хочет власти? Хочет ли она вообще быть с ним? Если хочет, почему бросила разбираться в своей генеалогии? (Это по сюжету ей могло помочь). Или она правда хочет, чтобы он отрекся от престола ради нее? Или ей правда хочется только танцевать? Целая куча недоработок заметена здесь под "ковер" — идею, что она вся такая роковая женщина. Разрушает, понимаешь ли, жизни и, вообще, ни один мужчина перед ней не устоит.

Правда, какая-то из нее не самая успешная роковая женщина. Балерина она не лучшая, в битве за царя она проиграла... И это тут еще никто серьезно не рассматривал все те сплетни, интриги и оскорбления, которые пришлось бы ежедневно сносить женщине в ее положении. Словом, Матильда под конец этой истории все больше становится похожа на жертву системы и ситуации.
Хотя ее роковой статус призван подчеркнуть герой Данилы Козловского ("Легенда №17", "Экипаж"), который от любви к ней решил побить будущего царя. Но его в фильме мало, и он не совсем из этой сказки. Он просто сумасшедший преследователь и ходячая сюжетная функция.
Ларс Айдингер ("Персональный покупатель", "Зильс-Мария") в роли будущего царя всячески терзается смутными сомнениями и выбирает между чувством и долгом в лице Матильды и немецкой принцессы (Луиза Вольфрам) соответственно. Ну, и заодно старательно предчувствует, что добром его правление не кончится. Актеры в главных ролях умеют играть, но им не всегда есть что.

Потому что в этой мелодраме великая любовь совершенно не проработана. Что эти люди друг в друге нашли? Что у них общего, кроме секса? Почему мы им должны сопереживать, если их отношения выглядят примерно так: "Ники!" - "Маля!", поцелуи, он ее немного покружил, они занялись сексом и разошлись, кто куда. При следующей встрече снова "Ники!" - "Маля!" (Я ей "Санюшка", а она мне "Митюнюшка"

А тут еще Ингеборга Дапкунайте ("Война", "Утомленные солнцем") в роли вдовствующей императрицы периодически пытается рассказать сыночку, что делать, и практикуется исполнять роль жуткой свекрови. И невеста тоже какая-то странная. Увлекается спиритическими сеансами и кровь Матильды пытается добыть... Про кровь тут так многозначительно намекают, что это почти смешно (кстати, юмора в фильме практически нет). Только что бровями не сигнализируют, мол, крооовь! Гемофилииииия! Вы же поооооняли? Все остальные намеки на будущие события примерно такие же по толщине.

В итоге, Ники, его принцесса, коронация и другие проблемы занимают гораздо больше времени, чем все душевные переживания собственно Матильды. Она тут вообще не столько субъект, сколько объект любви. И это превращение женщины в роковое искушение — это так банально. Это то, что делают, когда не могут сделать полноценный женский образ.
Есть десятки фильмов про истории любви коронованных особ. Шикарная "Анна и король" — пример того, как такую мелодраму можно было сделать достойно, чтобы оба влюбленных были похожи на настоящих людей. Ну, или если очень хотелось превратить Матильду в манипулирующую стерву, всегда можно было ориентироваться на любую версию истории Генриха VIII и Анны Болейн. Тут же выходит не рыба не мясо. Но красиво и явно дорого. Столько же всего блестящего в кадре!

Есть, правда, парочка откровенно бредовых моментов. Например, в одной сцене Матильда моется в ванне. Звонит телефон. Она выскакивает из воды, бежит брать трубку и замечает, что у нее в квартире все перевернуто вверх дном. То есть, квартиру обыскали, пока она была в ванной, а она ничего не услышала? Она что, в наушниках в ванной лежала? Музыку слушала? Или, может, ей за шумом душа было не слышно? Зачем вообще ванна была в этой сцене? Чтобы показать голую актрису в мокрой прозрачной рубашке?
Кстати, ничего особо непристойного от фильма ожидать не стоит. Все строго в рамках рейтинга "16+" — немного обнаженной груди, скромненький секс и... собственно, все.
Любовные истории — вообще не самое сильное место Алексея Учителя ("Край", "Космос как предчувствие"). А тут он сдал еще и с ритмом — к концу фильм провисает и тянется, тянется, тянется... Диалоги тоже, мягко говоря, неудачные. Они либо примитивны, либо банальны. Это уровень средненького отечественного сериала. Кстати, "Матильду" же превратят в четырехсерийный сериал и покажут по Первому! Так что, если лень идти в кино по такой погоде, подождите немного. Возможно, версия подлиннее будет более внятной. Если же вам все-таки интересно срочно посмотреть, из-за чего весь сыр-бор, максимально умерьте свои ожидания. Пусть "Матильда" вас лучше приятно удивит, чем разочарует.
@темы: работа не волк, но на пуделя тоже не похожа), кино, вино и домино, мое, рецензии, пейсец, чувствую я тебя, костюмные драмы (исторические), новенькое сериало-кино, фильмы о любви, большой и чистой, как мытый слон
было бы прикольнее, если бы оскорблённые в своей вере чувствующие боролись против шедевра...
и спасибо огромное за пост.
Bats, я очень на это надеялась! Был бы такой "Доктор Живаго" или, там, "Мастер и Маргарита", только фильм. Это ж такой особый налет романтики придает))) Ну и просто приятно было бы оскорбленных слегка в это носом тыкать
и спасибо огромное за пост.
Всегда пожалуйста!
Не, Ники судя по воспоминаниям современников показан верно, все эти "могу ли я, магнолия..." - прям в тему. Типа слабый человек на посту, которого он не хочет, всегда приведет к косякам. Мне тут даже немного драмы почудилось из серии "богатый мальчик выбрал игрушку, не подумав о судьбе этой самой игрушки". Ну императрица нормальная, принцесса с нужной долей ебанутости (она ж с мистическим складом характера была, так что норм).
Но всё остальное... Больше всего разочаровали ляпы. Реально, царская охранка не могла запереть балерину на 2 дня? Это та самая, которая слово и дело? Накрашенные крестьянки с маникюром, идущие на коронацию? Отсутствие на этой самой коронации охраны, что всякая балерина проскочить может? Так и хотелось спросить "господа, вы там все дебилы, или нормальные всё-таки есть?"
А чего эта вторая балерина хотела - мы так и не поняли. Когда она бретельку развязала, нам показалось, что она в принципе к Моте хорошо относится, хочет жизни научить и обеспечить высокопоставленным поклонником. То есть даже балеринистый гадюшник не показан.
Единственная сцена, которая понравилась - когда она перечисляла своих "партнеров". Было забавно.
Та же проблема, что и во многих других современных фильмах - режиссер не знал, что именно он снимает. Хотелось и в стимпанк, и в любовь, и в социалку, а в результате вышло ни то ни сё. В общем, мы с Маринкой решили, что хотели бы ту же историю, только она в виде нормальной мелодрамы с долгими взглядами, но без сумасшедших поклонников, а я - приключения в стиле Фандорина со стимпанком, угоном Матильдой воздушного шара, чтоб попасть в церковь, и перестрелками с охранкой.
Флыф, о да! А я ж еще не написала про светодиоды! Или что это было на платьях балерин в "Жемчужине". Мне в другом отзыве попалось, и я снова это вспомнила и думаю, WTF? А эта сцена, где принцесса выходит из поезда на перрон, и ей даже руку никто не подает... Или еще миллиард идиотских деталей
То есть даже балеринистый гадюшник не показан.
Да тут вообще не показано толком, как этой Матильде должно было прилетать зависти и презрения из всех углов
В общем, мы с Маринкой решили, что хотели бы ту же историю, только она в виде нормальной мелодрамы с долгими взглядами, но без сумасшедших поклонников, а я - приключения в стиле Фандорина со стимпанком, угоном Матильдой воздушного шара, чтоб попасть в церковь, и перестрелками с охранкой.
Та же проблема, что и во многих других современных фильмах - режиссер не знал, что именно он снимает.
Ты знаешь, даже если знал, он тупо не умеет делать реалистичные отношения между мужчиной и женщиной, чтоб на них можно было смотреть без фейспалма. Я его фильмов посмотрела перед премьерой, и ни в одном нет хорошей любовной линии
Нари, а вот фиг их знает
Мне это напомнило первые опыты с электричеством, когда можно было арендовать девушку-лампу, чтобы она освещала путь гостям. Но, насколько я помню, там нужно было или подключение к генератору, или аккум порядка 20 кг на 15 минут работы ламп. То есть танцевать в таких костюмах они бы точно не могли.
Флыф,
У тебя гиперссылка не открывается. Что там такое рабочее?
Вот теперь открывается.
А про фильм - хотя бы по поводу фильмов я слушаю интуицию! И она ошибалась только однажды) Вот чуяла что скандал такой распустили лишь для того, чтобы шумиху создать. Видимо, понимали, что фильм так себе и решили отбить деньги хотя бы таким образом, а то никто бы не пошёл смотреть...
Sanpalna, угу. Я, правда, не знаю, реальные ли это люди или просто тролли какие-то, но он-лайн абьюз мне периодически приходится испытывать на себе, ага
А почитать ради того, чтобы потом обругать автора - ну это совсем глупо...
Sanpalna, вот это меня тоже удивляет и веселит)) и заставляет думать, что вся их злость не на меня конкретно. Просто у кого-то что-то "болит", и он нашел себе объект для вымещения своих эмоций
А про фильм - хотя бы по поводу фильмов я слушаю интуицию! И она ошибалась только однажды)
Ух ты! Здорово она у тебя в этом плане заточена!
Видимо, понимали, что фильм так себе и решили отбить деньги хотя бы таким образом, а то никто бы не пошёл смотреть...
В тебе тоже конспиролог бушует, да?))) Мне твоя версия нравится больше, чем коварный план по возрождению монархии)) Но фиг его знает, что там на самом деле
Всё хорошо ты делаешь. И вот да. Даже если взять, что комменты как + так и - пишут реальные люди - значит читают, а значит всё ок)
Просто у кого-то что-то "болит"
как мне говорила моя психологиня - кто-то просто блюёт, но вы не обязаны есть чужую блевотину
А ты по трейлеру определяешь или даже раньше по идее?
иногда мне достаточно посмотреть фотоскрины, иногда смотрю и фото и трейлер, а иногда мне достаточно названия. я даже не знаю как это работает
В тебе тоже конспиролог бушует, да?))
видимо да))) Я не смотрела видюхи с Поклонской, как-то прочла про какое-то христианское государство и их главаря, там чувак из соседней области, и он типа угрожал кинотеатрам, мол, покажете Матильду - мы сожжём ваш кинотеатр. А! И даже типа это не они угрожали, а просто сторонники, которые против фильма. А потом оказалось, что это таки они сами угрожали, у них нашли коктейли молотова и их арестовали.
Sanpalna, звучит крайне неаппетитно)) Но я понимаю, о чем она. Иногда это трудно, правда, - вот так взять и абстрагироваться
вот по этим кадрам и понимала интересное кино или нет) как-то так)
Слушай, круууть!
как-то прочла про какое-то христианское государство и их главаря, там чувак из соседней области
Я про них тоже слышала, ага
я только раз ошиблась да и то потому, что меня соблазнили актёры, и фотокадры были мало информативными...
радикальный религиозный экстремизм бывает не только в исламе
и не говори... и это яркий пример того, кто этим экстремизмом занимается...
Sanpalna, мне как-то совсем противно
и это яркий пример того, кто этим экстремизмом занимается..
Ага(((
блин, не пойму что творится с дайриками, но я ни написать коммент нормально не могу, ни отправить. Менюшку вообще не вижу, капец просто (((
Дайри-Апокалипсис, по ходу
не, не было ничего такого, не видела. когда-то давно регилась на сайте беон beon.ru/ но не смогла там находиться. А тут теперь даже не знаю... У меня есть блог на вордпрессе, есть жж, если только туда уходить... даже не знаю что и думать, так к дайрикам привыкла((
я вот готова 50 ру в месяц платить, или в год рублей 200 - это норм, главное чтобы дайрики не закрывались.