читать дальше и смотреть картинкиКороль при смерти и хочет, чтобы сынок срочно женился. Пофиг, чего хочет принц. Главное, что папа считает, что НАДО Я понимаю, почему некоторых задевает, когда я начинаю негативно оценивать родительские ожидания. Мне жаль, если вас это расстраивает. Правда. Но для меня это все равно токсичная модель поведения №13. Королевство не развалится, если парень начнет править, будучи холостяком. Потому что именно так дальше и случается в фильме. И небо не рушится на землю, и семь казней египетских на них тоже никто не насылает Следовательно, единственный настоящий повод для женитьбы принца - это
А брак принца в данном случае был бы жертвой. Да какой! Это условный 19 век. Если ты монарх, ты женишься "пока смерть не разлучит вас". Да, можно заводить любовниц, разъезжаться по разным дворцам и все такое, но тем не менее, на кону немалая доля жизненного счастья не только принца, но и потенциальной жены. Даже со всеми скидками на их статус и социальное положение, если тебе нравится твой супруг (пусть там не любовь, но хотя бы уважение и некоторое количество общих ценностей и убеждений ), с ним проще взаимодействовать, нэ? На поиски и принятие такого решения нужно время. А папа его торопит, потому что он умирает, и ему либо плевать ("все так живут") и хочется почувствовать контроль напоследок, либо он считает, что знает лучше, что сыну надо. Я даже не знаю, что токсичнее.
Король организует бал, чтобы принц на нем выбрал (или познакомился с, потому что там есть еще коварный великий герцог, который уже все за него выбрал ) супругу(ой). Принц беспалевно просит папу позвать на бал практически все королевство. Разумеется, в надежде, что Золушка придет.
Она, тем временем, помогает готовиться сестрам, и между ними происходит такой диалог:
Сестры: - Готовы поспорить, ты даже никогда не говорила с мужчиной!
Золушка: - Говорила. Один раз. С джентльменом. (Разумеется, тут речь не о мужчинах вообще, а о потенциальных женихах)
Один раз Это неопытность стопицотого левела. Понятно, что в "стародавние времена" были настолько неопытные девушки (хотя вряд ли много), но это не значит, что оно меня должно радовать. Для меня это не "невинность", это беззащитность в потенциально опасной ситуации. Потому что девушки, выросшие в семьях, где процветал абьюз, гораздо чаще оказываются в ситуациях домашнего насилия во взрослом возрасте. Это не просто чьи-то наблюдения, это результаты исследований. Если загуглить что-нибудь типа "effects of childhood abuse on women", поисковик вам предложит столько всякого, что волосы на голове дыбом встанут.
(Вот, кстати, кусок книги на англ. про то, как домашнее насилие продолжает влиять на переживших его людей даже во взрослом возрасте). Я предложила искать на англ, потому что на русском материала в разы меньше. У нас пока эта тема не получила настолько широкого распространения Но можно погуглить книгу Ланди Банкрофта "Зачем он это делает"/Why does he do that. В ней про абьюз и взрослых женщин, но статистика где-то тоже есть, если мне память не изменяет (тут есть 10 глав на русском. Возможно, где-то есть и целый перевод. На англ. она была в вк)
Я понимаю, что это сказка, и Золушке положено быть такой и бла-бла-бла. Но мне очень хотелось об этом рассказать. Когда я общаюсь с неопытными девочками-подростками (а я по работе с ними периодически общаюсь), мне периодически за них страшно, потому что им никто не рассказывает, как узнать и избежать эмоционального насилия в отношениях. Дай бог, если про физическое предупредили. Так что вот вам информация, вдруг пригодится. Даже постфактум.
И мать моя женщина, в этом доме страшные проблемы с мышами!
У мачехи с ее родными дочерьми отношения тоже не фонтан, кстати. Она не любит их до посинения, как можно подумать. Она ими тоже манипулирует. Только по-другому. Когда она видит их перед балом, она в восторге, потому что у нее "две лошади участвуют в скачках". Собственно, вот вам и краткое описание того, как она к ним относится. Она совершенно не дает им просто насладиться балом. Она хочет от них результатов, и им не положено иметь желания, отличные от ее. Токсичная штука №14.
Я думаю, издевательства над Золушкой - это, кроме всего прочего, средство запугивания. Типа, не будете слушаться, я вам так же устрою. Кстати, мне попадалось и в книгах (например, у Judith Herman в Trauma and Recovery, которой нет в русском переводе . Хотя тут есть надерганные цитаты, да и в целом, можно поискать), и в предложенном мной запросе для гугла, что свидетели насилия над братьями/сестрами тоже получают серьезную психологическую травму.
Поэтому когда фея-крестная говорит, что Золушка их иногда жалела, это... А нет, я передумала. Если б она им сочувствовала, это одно дело. А так это просто психологическая защита. Я уже об этом бухтела во второй части. Она никак не может справиться (потому что никто не говорит ей, что есть такая опция. Я смотрю с осуждением на тебя, фея-крестная!) с тем, что они ее оскорбляют, унижают и всячески обижают. Поэтому она рационализирует их поведение и унижает их у себя в голове своей жалостью. Мол, какие они уродливые внутри. Я-то лучше - вот та мысль, которую она никогда не позволит себе допустить в сознание и, особенно, сказать вслух, это ж гордыня и нескромно! Но она заложена.
Когда мачеха видит Золушку в платье для бала, она выдает офигенно стандартную манипулятивную штуку "После всего, что я для тебя сделала". Так очевидно, что я даже писать не буду. №15
А вот когда они рвут ее платье, Золушка наконец реагирует более-менее нормально - она восклицает: "Как вы могли?!" Впрочем, все остальные унижения, которые мачеха вываливает на нее сразу же после, она сносит снова молча. Я понимаю, что Золушка в абьюзивных отношениях с мачехой, что она чувствует себя бессильной. Но я бы предпочла, чтобы они показали, насколько ей плохо, не преподнося ее бессилие и страх как терпение и добродетель.
В этом для меня главная проблема с образом Золушки в этом фильме. Что она подается как сильная, терпеливая, добрая и хорошая, потому что она терпит психологическое насилие над собой. Это не чертов тест характера, это насилие! Просто оно не оставляет видимых следов на теле. Представьте, что ее регулярно насилуют, или избивают, или причиняют ей какую-то другую физическую боль. Стал бы ее кто-то считать терпеливой, доброй и со всех сторон добродетельной, если бы она оставалась с агрессором? Люди в такой ситуации, разумеется, могут быть терпеливыми, сильными и добрыми. Одно другому не мешает. Но при этом они жертвы насилия. И Золушка тоже.
Меня вот это больше всего напрягает, а не сюжет. С ним ничего не сделаешь - это сказка. Но вот оценка/интерпретация поведения героев на совести современных сценаристов. №16
Наконец, после того, как мачеха не дает ей поехать на бал, у Золушки случается breakdown. Кризис веры в мамин завет. Она говорит: "Прости, мама! Я сказала, что буду храброй, но я больше не могу! Я больше не верю!". Но как только она оказывается на пороге переосмысления этой установки, появляется чертова фея
Окэ, я не особо верю, что Золушка сама смогла бы разобраться с этой хренью до конца, потому что это тяжело. Параллельно придется отказаться от идеализации родителей, а это вызывает кучу очень тяжелых чувств и эмоций: гнев и горе, отчаянье, бессилие, разочарование. А может, и чувство безысходности, и безнадежности, и что тебя предали. И еще целый букет подобного. А Золушка не умеет работать с такими вещами. В фильме никто не умеет, так что и научить ее некому Она бы просто начала использовать какую-нибудь новую психологическую защиту, например, могла бы озлобиться и стать циничной.
Но фея все-таки появляется. Наконец-то! Где тебя черти носили???
Собственно, если б это был рассказ о поведении обычного человека в мире, где нет волшебства, я б решила, что это психика бедной Золушки выставила очередную защиту от реальности. Потому что она не может справиться с чувствами, которые вызывает мысль, что родители были неправы.
Но в сказке это выглядит, как тот самый долгожданный ништяк, который Элле сейчас выдадут за все ее жертвы и страдания. О, у скольких людей в подсознании сидит вера, что им воздастся за все, что они претерпели. Привет, "красота требует жертв", "терпи, казак, атаманом будешь" и прочая народная мудрость. И я просто молчу на тему религии в этом плане.
Ребят, честно? Жизнь - это не базар, а страдания - это не валюта. Никто в обмен на них не выдает ништяков. Это не сделка. Это так не работает. По крайней мере, по-моему
К слову о красоте и жертвах:
О, этот момент, когда
Золушка: - Но... они сделаны из стекла?
Фея: - Да, и они оооочень удобные!
Батя-король на балу продолжает свое "принцесса или ничего".
- Ты, - говорит, - хочешь жениться на девушке, которую ты видел один раз. В лесу.
Принц разумно отвечает:
- А ты хочешь, чтобы я женился на ком-то, кого я видел один раз на балу.
- На это будет принцесса!
Ну да, это все меняет
При этом мальчик абсолютно уверен, что у него "мудрый король и любящий отец". У меня проблемы с определением родительской любви в таком виде. Я тебя люблю, поэтому я буду давить тебе на чувство вины (которое у тебя еще, возможно, прячется под чувством долга), чтобы ты сделал, как я хочу. Эээ?
К счастью, по сюжету принцу положено жениться на Золушке, поэтому папик сдерживается и ведет себя прилично на смертном одре. Принц свободен жениться на том, на ком хочет. А у нас впереди часть четвертая, последняя.
All that being said, платье у Золушки на балу реально красивое